Задвижка – один из самых распространенных типов запорной арматуры.  Запирающий или регулирующий элемент расположен перпендикулярно к трубопроводу. Задвижки используются как запорная арматура, поэтому запорный элемент всегда находится в полностью открытом или полностью закрытом состоянии. Условный диаметр от 15 мм. до 2000мм., рабочее давление до 25 МПа., температура рабочей среды до 565 0С. Задвижки широко применяются на технологических и транспортных трубопроводах, в системах жилищно-коммунального хозяйства, газо- и водоснабжения, нефтепроводах, объектах энергетики. Иногда задвижки используются для регулировки потока рабочей среды, в основном это задвижки шиберного типа.

По конструкции задвижки бывают:

- Полнопроходные;
- Редуцированные;
- С выдвижным шпинделем;
- С невыдвижным (вращаемым) шпинделем.

Полнопроходные задвижки имеют малое гидравлическое сопротивление и часто используются в качестве запорной арматуры на трубопроводных магистралях.

Редуцированные задвижки  применяются в случаях, когда нужно уменьшить крутящий момент необходимый для управления.

Задвижки с выдвижным шпинделем не могут использоваться в ограниченных по вертикали пространствах, т.к. высота вала  должна быть равна одному диаметру прохода для полного открытия.

Задвижки с невыдвижным шпинделем не имеют ограничений по высоте, но ходовой узел всегда подвержен коррозии и воздействию абразивных частиц, т.к. постоянно находится в рабочей среде.

По типу запорного элемента задвижки разделяют на:

- Задвижка шиберная (Ножевая);
- Задвижка клиновая;
- Задвижка шланговая;

В шланговой задвижке отсутствуют седла, а в затворе нет уплотнительных поверхностей. Среда проходит через эластичный патрубок или шланг, который полностью изолирует все металлические детали конструкции от рабочей среды. Запирание прохода осуществляется путем пережимания шланга струбциной,  которая расположена перпендикулярно к потоку рабочей среды.

По материалу корпуса задвижки бывают:

- Из коррозионностойкой стали;
- Стальные;
- Чугунные.

По способу соединения с трубопроводом:

- Фланцевые;
- Под приварку.

Достоинства задвижек:

- Относительная простота конструкции;
- Небольшая строительная длина;
- Возможность эксплуатации в разнообразных условиях;
- Небольшое гидравлическое сопротивление;
- Широкая область применения.

Недостатки задвижек:

- Большая строительная высота (задвижки с выдвижным шпинделем);
- Долгое время закрытия и открытия;
- Сложность ремонта и высокий износ уплотнительных поверхностей в затворе и корпусе;
- Герметичность в затворе по классу А В С Д;
- Большая масса по отношению к другим видам арматуры (Особенно на больший диаметрах).

13.05.2019